Период Хэйан

Период ХэйанПериод Хэйан - период в истории Японии с 794 по 1185 год. Слово "Хэйан" в переводе означает мир, спокойствие. Хэйан начинается с переноса имперской столицы из Нары в город Хэйан-кё (???, хэйан-кё, современный Киото) и завершается морской битвой при Дан-но-ура, в которой дом Минамото разгромил дом Тайра.

В 784 году император Камму решил перенести столицу из Нары, тем самым он хотел уйти из-под нараставшего влияния и власти буддийского духовенства. В то время в Наре существовало 1600 буддийских храмов, 400 синтоистких святилищ.

Первоначально местом следующей столицы был выбран город Нагаока в провинции Ямасиро (нынешняя префектура Киото). Ответственным за строительство новой столицы был назначен Фудзивара-но Танэцугу, представитель близкого к престолу влиятельного рода Фудзивара. Когда строительство было уже практически завершено, Танэцугу был убит младшим братом императора Саварой. Император Камму воспринял эти события как плохое предзнаменование и бросил проект, несмотря на тот факт, что на строительство ушли годовой национальный бюджет и почти 10 лет мучений 300 000 работников.

Савару заморили голодом, его союзников по сговору убили или изгнали. Довольно любопытной является история о продолжительной болезни прямого наследника престола и внезапной смерти его матери, приписанные мести злого духа Савары, которого после смерти стали задабривать подношениями и перезахоронили в императорской усыпальнице в особом храме.

В итоге было выбрано новое место для столицы. Оно находилось в долинах рек Камо и Кацура, связывавших планируемый город с оживлённой морской бухтой Нанива (в будущем — Осака). Изначально город получил название Хэйан-кё — «Столица мира и спокойствия». Лишь много лет спустя его стали называть Киото (Столичный город).

Отсчёт доминирования рода Фудзивара идёт с 858 года, когда Ёсифуса (глава клана) возвёл на трон своего сына, а самого себя сделал регентом. Все важнейшие посты в правительстве стали наследственными и их заняли члены рода Фудзивара. Была упразднена прежняя, заимствованная из Китая, система продвижения по службе путём сдачи экзаменов. Вошло в традицию женить императоров на женщинах из клана Фудзивара и назначать кронпринцев только из этой императорской линии.

Поэтому все государи эпохи Хэйан имели Фудзивара в роли дедушек, дядей, двоюродных братьев, шуринов, а также регентов, канцлеров и просто менторов. В конце Х века власть Фудзивара доросла до таких размеров, что императоры назначались и отрекались от престола только по их воле. Пик могущества Фудзивара приходится на время регентства знаменитого царедворца Фудзивары-но Митинаги (конец X — начало XI веков). В 999 году его старшая дочь Сёси стала женой императора Итидзё, а в 1008 году у неё родился сын (будущий император Гоитидзё).

Клан Фудзивара обладал огромным влиянием на тэнно вплоть до середины XII века. При этом следует помнить, что во-первых, на протяжении эпохи Хэйан были периоды, когда род Фудзивара не играл ведущей роли в государстве. Так, императоры Уда и Дайго были самостоятельными лидерами, которые стремились уравновесить влияние рода Фудзивара, привлекая к управлению другие роды (Миёси, Сугавара). Позиции Фудзивара также серьёзно пошатнулись после создания системы инсэй. Во-вторых, род Фудзивара нельзя считать монолитным и единым блоком, противостоящим тэнно и другим знатным родам. К середине IX века существовало четыре основных ветви этого клана, наиболее влиятельной была северная ветвь Фудзивара (яп. хоккэ, Не путать с северными Фудзивара, породнившимися с знатными родами эмиси). Многие Фудзивара служили в провинции, либо занимали незначительные должности в столице.

В 947 году в Китано около Хэйан было построено синтоистское святилище, куда поместили его ученые труды. В 988 году он был признан божеством синто Тэмман-тэндзином, покровителем наук и каллиграфии. Его культ по сей день очень популярен среди японских студентов.

Под властью Фудзивара произошли и серьёзные социальные перемены в японском обществе. Ещё в период Нара правительство вводило в оборот новые земельные участки из-за нехватки государственных земель. Ради этого поддерживались любые усилия частных лиц, которые по закону могли получать поднятую целину в вечное владение. В результате этого в руках знати, монастырей и храмов оказались крупные земельные вотчины — сёэн. Таким образом, потерял практическое значение основной принцип реформ Тайка, идея которых была в выделении крестьянам равных наделов на каждого члена семьи в 5-летнюю аренду.

В IX веке переделы земли перестали проводиться, тогда как ранее, по законам годов Тайхо и Ёро переделы крестьянских земель должны были осуществляться раз в шесть лет. В итоге наблюдался рост сектора частного землевладения, часто в ущерб государственной казне. Контроль центрального правительства над земельным фондом ослаб. Ранние сёэн (VIII—IX века), как правило, не имели налогового иммунитета и платили налоги в казну. Государство первое время покровительствовало появлению храмовых сёэн, жалуя монастырям и святилищам земли для их нужд. Свои частные вотчины были не только у знатных родов, но и у императорского дома. При императорах Уда и Дайго были обнародованы указы о сдерживании роста частного землевладения, которые однако не выполнялись.

В 1069 году были изданы новые законы о ликвидации сёэн, созданных после 1045 года, а также ликвидировались более ранние сёэн, созданные без соответствующих документов и разрешений. Вместе с тем, этот указ фактически признавал сёэн, оформленные должным образом. При императоре Сиракава несколько раз проводились тотальные ревизии всех сёэн (в том числе принадлежавших Фудзивара).

В IX веке налоговое бремя на территории сёэн было для крестьян легче, чем на государственных землях. Это было одной из причин их массового переселения на земли сёэн. В сёэн также существовала своеобразная практика социальной защиты для живущих в ней земледельцев и иных категорий населения: материальная помощь нуждающимся, наличие (в крупных сёэн) учреждений, куда помещались больные и др.

К эпохе Хэйан относится становления самурайства (буси). В период Нара действовала своего рода рекрутская система — на военную службу могли призываться взрослые мужчины, зарегистрированные в подворных списках (система "гундан хэйсисэй" . Получалось, что с каждой провинции можно было собрать примерно по тысяче солдат. Между тем число провинций в Нарской Японии составляло более 60. Такая огромная армия нужна была для сдерживания потенциальной угрозы со стороны империи Тан и отстаивания великодержавных интересов Японии в Корее. Однако в IX веке, с началом периода относительной внешней изоляции страны и ослабления империи Тан, необходимость в такой гигантской армии отпала сама собой.

В конце Х века Императорский дворец перестал быть местом политических действий, он стал центром процветания культуры. Его покои были украшены произведениями искусств лучших мастеров. Часто устраивались празднества, на которые приглашались самые лучшие поэты того времени, проводились музыкальные и поэтические турниры, различные игры. Многие игры были заимствованны из Китая и требовали великолепного знания китайской культуры и поэзии.

Основным учебным заведением для детей аристократов была палата наук, находившаяся в подчинении у Церемониального ведомства. В неё входили 4 отделения: китайской классики, истории и словесности, юриспруденции, математики. Мужчина из знатной семьи должен был наизусть знать основные труды конфуцианских классиков и сочинения китайских историков. Чтобы принимать участие в дворцовых увеселениях, нужно было самому уметь слагать стихи, играть на нескольких музыкальных инструментах и иногда даже уметь расписывать в китайском или японском стиле веер или ширму. Несмотря на огромное влияние буддизма, хэйанское общество ориентировалось больше на стиль, чем на моральные принципы, а добродетельность стояла на втором плане после внешнего вида.

Требования для знатных женщин были проще. Они чаще всего были удалены от непосредственного участия в общественной жизни. Хотя жёны и наложницы императора обладали большим влиянием и угождение им было одним из основных занятий многих придворных.

В Х веке заканчивается процесс переосмысления и усвоения культуры, заимствованной из Китая. В конце IX века началась трёхсотлетняя изоляция Японии. В это время хэйанские аристократы создали неповторимую, собственную культуру, отталкиваясь от культурных традиций Кореи и Китая. В живописи большую популярность завоевал национальный стиль ямато-э, изменился характер архитектуры, в моду вошли старинные народные песни, исполнявшиеся по правилам гагаку.