Восстание в Симабаре

Восстание в СимабареВосстание в Симабаре - восстание японских крестьян в области города Симабара, в большинстве своём христиан по вероисповеданию, во времена Сёгуната Токугава в 1637—1638 гг.

Восстание имело как религиозные, так и экономические причины. Оно произошло в областях, населённых преимущественно обращёнными в католичество японцами. При предыдущем даймё Кониси Юкинаге, который сам был христианином, в этих областях активно действовали иезуитские миссии. Начиная с конца XVI в. правящие власти периодически подвергали христиан Японии преследованиям. Особенно они усилились с 1614 г. Помимо этого, даймё Мацукура проводил очень жёсткую экономическую политику, обложив крестьян непомерными налогами, а кроме того он имел обыкновение подвергать своих крестьян мучительным пыткам: связывал их, одевал в соломенный дождевик, а затем поджигал солому.

Восстание началось 17 декабря 1637 г. во владениях даймё Мацукуры Сигэхару (остров Кюсю), затем распространилось на острова Амакуса. По некоторым оценкам, число восставших достигало 23 000 крестьян и ронинов, включая и женщин. Восстанием в Симабаре и на островах Амакуса руководил шестнадцатилетний харизматический лидер Амакуса Сиро (известный также как Масуда Токисада).

Он взял себе христианское имя Джером (Иероним). Сиро был сыном одного из вассалов местного даймё. Люди рассказывали о нём, что к нему прилетали и садились на руку птицы, что он мог ходить по воде и извергать изо рта огонь. Последователи превозносили его как Мессию, хотя сам он никогда не заявлял о своей божественности.

Тэрадзава Хиротака, правитель Нагасаки, направил на подавление восстания армию из 3000 самураев, но восставшие разгромили её 27 декабря 1637 года, уничтожив более 2800 самураев. Выжившие отступили в Нагасаки, и правитель попросил у властей сёгуната подкреплений. В сражении 31 января 1638 года воины сёгуната одержали победу над восставшими, которые потеряли в битве около тысячи человек и были вынуждены отступить в Симабару.

На полуострове Симабара восставшие осадили и взяли полуразрушенный замок Хара, который наскоро восстановили. Вскоре на стенах замка появились христианские знамёна и большие деревянные кресты, и он превратился в средоточие сопротивления любым формам угнетения.

2 января Хиротака вместе с 500 самураями направился в Симабару, и вскоре к нему присоединилось ещё 800 самураев из Омуры. Они встали лагерем в полумиле от замка и начали обстреливать восставших из пушек, снятых с японских и китайских судов. Они также потребовали помощи от голландских торговых судов в бомбардировке замка Хара с моря, и судно "де Рюп", стоя на рейде, нанесло значительные повреждения укреплениям.

В одном случае, по свидетельству современным осаде источников, ядро влетело в башню, где Сиро держал военный совет, и оторвало ему рукав одежды. После того, как голландцы потеряли двух матросов (один из них, дозорный, был сбит с мачты выстрелом из ружья и, падая, задавил насмерть другого), они приняли решение удалиться.

Вскоре прибыли войска сёгуната, но восставшие в крепости Хара успешно оборонялись ещё несколько месяцев. Нападающие понесли при осаде тяжёлые потери. 3 февраля 1638 года при вылазке восставшим удалось уничтожить около 2000 воинов сёгуната из провинции Хидзэн вместе с их даймё. Однако у них постепенно заканчивалась пища и боеприпасы.

10 марта к осаждающим подошло подкрепление, и теперь 30 000 осаждённым крестьянам противостояла армия из 200 000 самураев. 4 апреля восставшие устроили неудачную вылазку против осаждающих, во время которой несколько человек было захвачено. От них осаждающие узнали, что в крепости кончается пища и порох.

12 апреля 1638 года воины из провинции Хидзэн пошли на штурм крепости и захватили внешний периметр обороны. Но восставшие продолжали ожесточённо сражаться до 15 апреля, уничтожив более 10 000 воинов сёгуната.

После подавления восстания было обезглавлено более 37 000 восставших и сочувствовавших восстанию. Голову Амакусы Сиро привезли в Нагасаки. Крепость Хара была сожжена и полностью разрушена. Сёгунат запретил исповедовать христианство в Японии. Во всём были обвинены "варвары-христиане", въезд в Японию иностранцам был запрещён, отношения с Португалией, а в 1640 г. и с Голландией были прерваны. Согласно политике сакоку, японцам было запрещено покидать страну под страхом смерти, а тем, кто находился за границей, было запрещено возвращаться в Японию. Контакты с Западом ещё сохранялись через голландскую торговую миссию Дэдзима, но находились под строжайшим контролем сёгуната. Япония стала абсолютно закрытой страной.

Однако полностью искоренить христианство японским властям так и не удалось. На севере Кюсю и в прилегающих районах Хонсю сохранились немногочисленные общины тайных христиан, иногда маскировавшихся под те или иные буддийские секты. Так, вознося в буддийском храме молитвы богине милосердия Каннон, многие из этих последователей св. Франциска Ксавьера (после смерти он был канонизирован) отождествляли её образ с Пречистой Девой Марией. Лишь после крушения навязанной сёгунатом политики самоизоляции скрытые христиане вышли из подполья.

Со времени подавления восстания в Симабаре на протяжении более 200 лет, до 60-х годов XIX века, на территории Японии не было ни одного крупного вооружённого конфликта. Десять поколений самураев на протяжении периода Эдо никогда не принимали участия в сражениях. Бывший мэр Ояномати, который был удостоен аудиенции папы римского в 1991 году, попросил канонизировать фигуру лидера восставших Амакусы Сиро, поскольку восстание не противоречит духу христианства. Однако ответа от Папы, устного или письменного, не последовало.